Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.07.2025, 02:46

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Планирование уроков литературы в 9 классе.
23.09.2014, 20:07

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Вид урока

Формы и методы работы

Элементы содержания

Результаты обучения

Формы и виды контроля

 

 

Информационно методическое обеспечение

Домашнее задание

 

 

 

 

 

сентябрь

 

1

 

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Комбинированный

Лекция, беседа, работа с книгой

Литература как вид искусства слова, специфика художественного отображения действительности.

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Энциклопедия. Литература.-М. Аванта, 2001

Вопросы 1-5, 7-10 с.5-6

 

 

Литература Древней Руси

 

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

 

 

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Лекция, беседа, работа с книгой

Влияние принятия христианства на возникновение литературы на Руси. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.

Летописи.

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы, вести беседу, опираясь на ранее полученные знания о древнерусской литературе.

 

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План, вопросы и задания с.11.

 

Учебный фильм.

Чтение «Слова о полку Игореве».

 

 

3

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

Урок-практикум

Проблемные задания/ составление кластера

«Слово о полку…»-величайший памятник литературы. История рукописи.  Проблема авторства. Словарная работа.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Уметь выразительно читать текст, объяснять значение слов и выражений в тексте.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.

Вопросы и задания (с.28)

Д.С.Лихачев

«Слово..» (комментарий)

Вопросы и задания второго уровня (с. 28), сообщения о князьях-героях.

 

 

4

Характеристика русской литературы  ХVIII века

Классицизм как литературное направление.

Урок изучения нового материала

 

Лекция

Переводы «Слова…»

«слово» в живописи, графике и музыке. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагментов опер.

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста.

 

Интернет, презентации

Выразительное чтение, вопросы и задания с 32. Чтение статьи с.34-38.

 

 

Русская литература ХVIII века

 

5

М.В.Ломоносов.

Слово о поэте.Л.-реформатор русского языка и системы стихосложения

Урок изучения нового материала. Урок-практикум

Лекция, беседа, работа с книгой.

Фронтальная и групповая работа.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Понятие о классицизме. Иерархия жанров классицизма.

Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Понимать задачи литературы 18 века, ее гражданский, дидактический, сатирический пафос.

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. Конспект лекции, вопросы первого уровня (с.38).

 

Современный словарь-справочник по литературе. – М.»2001

Презентация.

Чтение статьи о Ломоносове с.39-41, выразительное чтение «Оды на день восшествия»..

 

 

6

М.В.Ломоносов Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

Урок-беседа

Фронтальная, индивидуальная работа.

Составление кластера.

Композиция оды. Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении. Роль риторических вопросов. Образы природы в произведении.

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму.

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

 

 

 

Вопросы и задания (с.46), чтение статьи о Державине (с.47-51)

 

 

7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»),

 

Вн.чтение

Фронтальная работа.

Беседа.

Проблемные задания, письменные высказывания.

Появление новых жанров во второй половине 18 века. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

 

 

Учебный фильм

«Г.Р.Державин»

Выразительное чтение оды. Вопросы и задания (с.53-55).

 

 

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

 

Урок-практикум

Проблемные задания.

Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии в стихотворении. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа.

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ стихов.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

 

 

 

Сообщения о жизни и творчестве Радищева.

 

 

9

А.Н.Радищев. Слово  о писателе. «Путешествие….»Изображение российской действительности

Урок-лекция

Фронтальная работа.

Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Слово о Радищиве.Особенности жанра путешествия у Радищева.

Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева.пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Форш о. Радищев. –М. 1980

Учебный фильм.

Чтение глав выборочное

 

 

10

Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «СпасскаяПолесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

 

Практикум

Фронтальная, групповая

 

   

 

 

 

 

11

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

 

Урок-лекция, урок-беседа.

 

Фронтальная, групповая

Слово о Карамзине-писателе, историке, общественном деятеле. Понятие о сентиментализме. Значение творчества Карамзина.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

Конспект лекции, задания.

Современный словарь –справочник по литературе.- М. 2001

Чтение повести «Бедная Лиза», вопросы и задания (с.92).

 

 

12

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы.Внимание к внутренней жизни человека)

 

Урок-практикум.

 

Фронтальная, групповая, индивидуальная .

Повесть «Бедная Лиза»-начало русской прозы. Принципы сентиментализма в повести. Сюжет и герои повести.  Образ повествователя. Чувствительность как моральная ценность.

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

Тест на знание содержания произведения.

 

Учебный фильм о Карамзине.

Подготовка к сочинению по произведениям литературы 18 века.

 

 

октябрь

 

 

13

Подготовка к Сочинению по произведениям литературы 18 века

Урок развития речи.

Фронтальная работа.

Темы сочинения:

1. Произведения литературы 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений)

2.Темы, идеи, значение произведений литературы 18 века.

Знать сюжеты и героев произведений 18 века.

Понимать темы и идеи произведений, отношение авторов к изображаемому.

Раскрывать свою точку зрения, аргументировать ее.

Сочинение

 

Сообщение о литературе эпохи Просвщения.

 

 

        Из русской литературы I половины ХIХ века (4ч.)

 

14

Общая характеристика русской и мировой лит.19в.Понятия о романтизме и реализме Поэзия, проза и драматургия 19в. Русская критика, мемуарная лит-ра.

Лекция

Лекция, беседа,  работа с книгой.

 

   

 

 

 

 

15

 

Романтизм как литературное направление.

Урок изучения нового.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Поэзия , проза, драматургия 19 века. Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме. Особенности русского романтизма.

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные значения слова романтизм.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

Современный словарь-справочник по литературе.-М., 2001.

Учебный фильм.

Чтение статьи о В.А.Жуковском (с.144-147).

 

 

15

 

 

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. Психологизм поэзии Жуковского.

 

Урок изучения нового, урок-беседа.

 

Лекция, работа с книгой, проблемные задания.

Личность поэта, многогранности творчества. Творческая переработка европейског опыта поэтом.

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта,  «невыразимо» в стихах?

 

 

 

Чтение баллады «Светлана», вопросы изадания (с.154-155).

 

 

16

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания.

Создание национальной баллады. Пространство и время баллады. Образ дороги. Фольклорные мотивы. Роль юмора.

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Учебный фильм о Жуковском

Чтение статьи о Грибоедове(с.96-100), сообщение о жизни и творчестве драматурга.

 

 

Литература 19 века.     А.С. Грибоедов «Горе от ума» 

 

17

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.   Комедия «Горе от ума».

 

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

Лекция, беседа, работа с книгой, просмотр фрагментов фильма.

Слово о А.С.Грибоедове-поэте и драматурге. Круг общения Грибоедова Раннее творчество . Общественные взгляды. Творческая история Комедии «Горе от ума».

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова, его общественные взгляды,  историю создания произведения и сценическую судьбу.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного, выступать с сообщениями на литературную тему, записывать основные положения лекции. Понимать значение творчества драматурга для развития русской литературы.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

 

Учебный фильм и Грибоедове

Выразительное чтение комедии, вопросы и задания (с.101, 110).

 

 

18

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова«Горе от ума».

 

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания.

Система персонажей, «Говорящие» фамилии. Особенности сюжета, жанра и композиции.

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

 

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).

 

 

Просмотр фрагментов спектакля.

Характеристика Фамусова и фамусовского общества, вопросы и задания (с.119, 133)

 

 

19-20

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Нравственные идеалы фамусовского общества.

 

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа.

Конфликт пьесы. Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова: общее и различное. ФамусовскаяМосква:единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, боязнь просвещения.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. Понимать суть конфликта и способы его разрешения автором, место Фамусова в системе персонажей пьесы (символ всей аристократически-патриархальной Москвы).

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

 

Вопрсы и задания 1 второго уровня, 4 третьего уровня ко всему тексту (с.140-141). Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям.

 

 

21-22

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Образ Чацкого в комедии.

 

Урок-беседа, урок-практикум.

Проблемные задания

Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин.

Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Понимать место Чацкого В системе образов, его роь в раскрытии идеи комедии, смысл противопоставления Чацкого фамусовскому обществу.
 

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию; анализировать эпизоды, в которых конфликт с обществом проявляется наиболее остро.

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу.крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

 

 

 

 

23

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия. Образ Репетилова, Молчалина, Скалозуба.  Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

 

Урок развития речи.

Сообщения учащихся, составление кластера.

Разграничение понятия «Ровесники» и «единомышленники», Характеристика данных персонажей, поняти о внесценическихперсонажах.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметьдавать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине,  Фамусове,Репетилове.Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

 

 

Фрагмент спектакля «Горе от ума»ю

Наизусть монолог Чацкого.

 

 

ноябрь

 

 

24

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии.

Подготовка к д.с

Р.Р

Проблемные задания

Яркость натуры Софьи, незаурядность и влияние на нее фамусовских взглядов, составление речевой характеристики героини.

Знать героев комедии.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье.

Письменное высказывание «В чем я вижу загадку Софьи Павловны?».

 

Подготовиться к семинару. Индивидуальные задания к семинару.

Сообщения о театральных постановках комедии, подготовка к сочинению

 

 
Категория: Мои файлы | Добавил: Rus
Просмотров: 832 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz