№ урока
|
Тема урока.
Основное содержание.
|
Вид урока
|
Формы и методы работы
|
Элементы содержания
|
Результаты обучения
|
Формы и виды контроля
|
Информационно методическое обеспечение
|
Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
сентябрь
|
|
1
|
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
|
Комбинированный
|
Лекция, беседа, работа с книгой
|
Литература как вид искусства слова, специфика художественного отображения действительности.
|
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание
|
- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»
- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?
|
Энциклопедия. Литература.-М. Аванта, 2001
|
Вопросы 1-5, 7-10 с.5-6
|
|
|
Литература Древней Руси
|
|
2
|
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Лекция, беседа, работа с книгой
|
Влияние принятия христианства на возникновение литературы на Руси. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.
Летописи.
|
Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы, вести беседу, опираясь на ранее полученные знания о древнерусской литературе.
|
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План, вопросы и задания с.11.
|
Учебный фильм.
|
Чтение «Слова о полку Игореве».
|
|
|
3
|
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
|
Урок-практикум
|
Проблемные задания/ составление кластера
|
«Слово о полку…»-величайший памятник литературы. История рукописи. Проблема авторства. Словарная работа.
|
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
Уметь выразительно читать текст, объяснять значение слов и выражений в тексте.
|
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.
Вопросы и задания (с.28)
|
Д.С.Лихачев
«Слово..» (комментарий)
|
Вопросы и задания второго уровня (с. 28), сообщения о князьях-героях.
|
|
|
4
|
Характеристика русской литературы ХVIII века
Классицизм как литературное направление.
|
Урок изучения нового материала
|
Лекция
|
Переводы «Слова…»
«слово» в живописи, графике и музыке. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагментов опер.
|
Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь:формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию
|
Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».
Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста.
|
Интернет, презентации
|
Выразительное чтение, вопросы и задания с 32. Чтение статьи с.34-38.
|
|
|
Русская литература ХVIII века
|
|
5
|
М.В.Ломоносов.
Слово о поэте.Л.-реформатор русского языка и системы стихосложения
|
Урок изучения нового материала. Урок-практикум
|
Лекция, беседа, работа с книгой.
Фронтальная и групповая работа.
|
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Понятие о классицизме. Иерархия жанров классицизма.
|
Знатьосновные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
Понимать задачи литературы 18 века, ее гражданский, дидактический, сатирический пафос.
|
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. Конспект лекции, вопросы первого уровня (с.38).
|
Современный словарь-справочник по литературе. – М.»2001
Презентация.
|
Чтение статьи о Ломоносове с.39-41, выразительное чтение «Оды на день восшествия»..
|
|
|
6
|
М.В.Ломоносов Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
|
Урок-беседа
|
Фронтальная, индивидуальная работа.
Составление кластера.
|
Композиция оды. Прославление России, мира, науки и просвещения в произведении. Роль риторических вопросов. Образы природы в произведении.
|
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму.
|
Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.
|
|
Вопросы и задания (с.46), чтение статьи о Державине (с.47-51)
|
|
|
7
|
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»),
|
Вн.чтение
|
Фронтальная работа.
Беседа.
Проблемные задания, письменные высказывания.
|
Появление новых жанров во второй половине 18 века. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.
|
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
|
Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?
|
Учебный фильм
«Г.Р.Державин»
|
Выразительное чтение оды. Вопросы и задания (с.53-55).
|
|
|
8
|
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
|
Урок-практикум
|
Проблемные задания.
|
Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии в стихотворении. Мысль о бессмертии поэта. Словарная работа.
|
Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сравнительный анализ стихов.
|
Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.
|
|
Сообщения о жизни и творчестве Радищева.
|
|
|
9
|
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие….»Изображение российской действительности
|
Урок-лекция
|
Фронтальная работа.
|
Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Слово о Радищиве.Особенности жанра путешествия у Радищева.
|
Знатьвзгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметьформулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
|
Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева.пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?
|
Форш о. Радищев. –М. 1980
Учебный фильм.
|
Чтение глав выборочное
|
|
|
10
|
Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «СпасскаяПолесть»),
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
|
Практикум
|
Фронтальная, групповая
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
|
Урок-лекция, урок-беседа.
|
Фронтальная, групповая
|
Слово о Карамзине-писателе, историке, общественном деятеле. Понятие о сентиментализме. Значение творчества Карамзина.
|
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.
|
Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.
Конспект лекции, задания.
|
Современный словарь –справочник по литературе.- М. 2001
|
Чтение повести «Бедная Лиза», вопросы и задания (с.92).
|
|
|
12
|
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы.Внимание к внутренней жизни человека)
|
Урок-практикум.
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная .
|
Повесть «Бедная Лиза»-начало русской прозы. Принципы сентиментализма в повести. Сюжет и герои повести. Образ повествователя. Чувствительность как моральная ценность.
|
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.
|
Анализируют стихотворение «Осень».
Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?
Тест на знание содержания произведения.
|
Учебный фильм о Карамзине.
|
Подготовка к сочинению по произведениям литературы 18 века.
|
|
|
октябрь
|
|
|
13
|
Подготовка к Сочинению по произведениям литературы 18 века
|
Урок развития речи.
|
Фронтальная работа.
|
Темы сочинения:
1. Произведения литературы 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений)
2.Темы, идеи, значение произведений литературы 18 века.
|
Знать сюжеты и героев произведений 18 века.
Понимать темы и идеи произведений, отношение авторов к изображаемому.
Раскрывать свою точку зрения, аргументировать ее.
|
Сочинение
|
|
Сообщение о литературе эпохи Просвщения.
|
|
|
Из русской литературы I половины ХIХ века (4ч.)
|
|
14
|
Общая характеристика русской и мировой лит.19в.Понятия о романтизме и реализме Поэзия, проза и драматургия 19в. Русская критика, мемуарная лит-ра.
|
Лекция
|
Лекция, беседа, работа с книгой.
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Романтизм как литературное направление.
|
Урок изучения нового.
|
Фронтальная, групповая, индивидуальная
|
Поэзия , проза, драматургия 19 века. Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме. Особенности русского романтизма.
|
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос, записывать основные положения лекции., различать основные значения слова романтизм.
|
Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?
|
Современный словарь-справочник по литературе.-М., 2001.
Учебный фильм.
|
Чтение статьи о В.А.Жуковском (с.144-147).
|
|
|
15
|
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. Психологизм поэзии Жуковского.
|
Урок изучения нового, урок-беседа.
|
Лекция, работа с книгой, проблемные задания.
|
Личность поэта, многогранности творчества. Творческая переработка европейског опыта поэтом.
|
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение.анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
|
Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах?
|
|
Чтение баллады «Светлана», вопросы изадания (с.154-155).
|
|
|
16
|
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
|
Урок-беседа, урок-практикум.
|
Проблемные задания.
|
Создание национальной баллады. Пространство и время баллады. Образ дороги. Фольклорные мотивы. Роль юмора.
|
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.
|
Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»
|
Учебный фильм о Жуковском
|
Чтение статьи о Грибоедове(с.96-100), сообщение о жизни и творчестве драматурга.
|
|
|
Литература 19 века. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
|
|
17
|
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».
|
Урок изучения нового материала. Урок-беседа.
|
Лекция, беседа, работа с книгой, просмотр фрагментов фильма.
|
Слово о А.С.Грибоедове-поэте и драматурге. Круг общения Грибоедова Раннее творчество . Общественные взгляды. Творческая история Комедии «Горе от ума».
|
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова, его общественные взгляды, историю создания произведения и сценическую судьбу.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного, выступать с сообщениями на литературную тему, записывать основные положения лекции. Понимать значение творчества драматурга для развития русской литературы.
|
Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
|
Учебный фильм и Грибоедове
|
Выразительное чтение комедии, вопросы и задания (с.101, 110).
|
|
|
18
|
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова«Горе от ума».
|
Урок-беседа, урок-практикум.
|
Проблемные задания.
|
Система персонажей, «Говорящие» фамилии. Особенности сюжета, жанра и композиции.
|
Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
|
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).
|
Просмотр фрагментов спектакля.
|
Характеристика Фамусова и фамусовского общества, вопросы и задания (с.119, 133)
|
|
|
19-20
|
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Нравственные идеалы фамусовского общества.
|
Урок-беседа, урок-практикум.
|
Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа.
|
Конфликт пьесы. Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова: общее и различное. ФамусовскаяМосква:единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, боязнь просвещения.
|
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества. Понимать суть конфликта и способы его разрешения автором, место Фамусова в системе персонажей пьесы (символ всей аристократически-патриархальной Москвы).
|
Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?
|
|
Вопрсы и задания 1 второго уровня, 4 третьего уровня ко всему тексту (с.140-141). Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям.
|
|
|
21-22
|
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Образ Чацкого в комедии.
|
Урок-беседа, урок-практикум.
|
Проблемные задания
|
Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин.
|
Знатьпонятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Понимать место Чацкого В системе образов, его роь в раскрытии идеи комедии, смысл противопоставления Чацкого фамусовскому обществу.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизоды, в которых конфликт с обществом проявляется наиболее остро.
|
Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу.крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.
|
|
|
|
|
23
|
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия. Образ Репетилова, Молчалина, Скалозуба. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
|
Урок развития речи.
|
Сообщения учащихся, составление кластера.
|
Разграничение понятия «Ровесники» и «единомышленники», Характеристика данных персонажей, поняти о внесценическихперсонажах.
|
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметьдавать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
|
Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Фамусове,Репетилове.Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?
|
Фрагмент спектакля «Горе от ума»ю
|
Наизусть монолог Чацкого.
|
|
|
ноябрь
|
|
|
24
|
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии.
Подготовка к д.с
|
Р.Р
|
Проблемные задания
|
Яркость натуры Софьи, незаурядность и влияние на нее фамусовских взглядов, составление речевой характеристики героини.
|
Знать героев комедии.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье.
|
Письменное высказывание «В чем я вижу загадку Софьи Павловны?».
|
|
Подготовиться к семинару. Индивидуальные задания к семинару.
Сообщения о театральных постановках комедии, подготовка к сочинению
|
|
|