Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 30.06.2025, 15:13

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 24 » Сочинения для 10 класса "Любовь в поэзии А.Фета"
19:26
Сочинения для 10 класса "Любовь в поэзии А.Фета"

Замечание: фамилии поэтов нельзя употреблять без инициалов.

 

Сочинение для 10 класса

 

В поэзии А.Фета чувство любви соткано из противоречий: это не только радость, но и муки, и страдания. В фетовских «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит счастье, при котором даже и горестные переживания составляют великое блаженство. Из глубин мирового бытия вырастает любовь, ставшая предметом вдохновения Фета.

    Сокровенная сфера души поэта – это любовь. В свои стихи он вложил различные оттенки любовного чувства: не только светлую влюбленность, любование красотой, восхищение, восторг, счастье взаимности, но и драматические, трагедийные переживания. Отсюда такие характерные оксюморонные сочетания, как радость – страданье, блаженство страданий, сладость тайных мук. А эпитет «безумный» – один из самых повторяющихся в любовных стихах: безумная любовь, безумная мечта, безумные дни.

    Цикл стихотворений, посвященных Марии Лазич, – шедевр поэтической любовной лирики, поражающей постоянством и глубиной любовного чувства и чувства отчаяния. Цикл этот охватывает чуть ли не четыре десятилетия, в нем живет милый и родной сердцу поэта женский образ. Этот цикл непроизвольно постепенно как бы вырастал из сердца поэта. В него входит целый ряд непревзойденных поэтических миниатюр: «Неотразимый образ», «Старые письма», «Ты отстрадала, а я еще страдаю», «Долго снились мне вопли, рыданья твои», «Нет, я не изменил: до старости глубокой…»

    Эти стихотворения - как бы непрекращающийся душевный разговор с навсегда ушедшим другом, воспоминания принимают форму диалога, любимая как будто оживает в стихах, она присутствует и слышит его страстные и горькие речи. Лирическое бесплотное «ты» звучит в его стихах. Фета интересует не столько конкретная любовь к конкретной женщине, сколько любовь вообще. В его стихотворениях нет портрета возлюбленной, он не раскрывает ее психологию.

    Само же чувство перерастает в деталь, в тонкий оттенок, нюанс. Мастер поэтического слова пытается уловить неуловимое. Поэт философски воспринимает вынужденную разлуку, а человеческое слово бессильно передать боль души, навеки потерявшей любовь: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!», «У любви есть слова, те слова не умрут», «Язык любви – цветок ночных лучей». Эти философские афоризмы-истины помогают воплотить в лирическом произведении духовную красоту, богатство внутреннего мира, глубину лирического переживания. Поэт видит красоту как в сердце любящем, так и в сердце страдающем:

    Нет, я не изменил: до старости глубокой

    Я тот же преданный, я раб твоей любви,

    И старый яд цепей, отрадный и жестокий,

    Еще горит в моей крови.

    Эти стихи можно назвать песней торжествующей любви. Отвергнутая при жизни, любовь покорила сердце сомневающегося друга. Теперь она мнится ему, царит в его воспоминаниях, живет в мечте, даже в ощущениях. Теперь он клянется ей в верности и признает рабство. В результате герой стихотворного цикла становится достойным ее неземной красоты, ее прощения и отклика.

    Стихи Фета говорят о силе творческого порыва, который преображает творца и создает вечные ценности:

    Я загораюсь и горю,

    Я порываюсь и парю,

    В томленьях крайнего усилья

    И верю сердцем, что растут

    И тотчас в небо унесут

    Меня раскинутые крылья.

    В поэзии А.Фета темы красоты, творчества и любви тесно переплетаются. Красоту поэт понимает как торжество гуманности. Она становится неизменным спутником его любовной лирики.

    В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» чувство любви тончайшее, словами невыразимое. Поэт пытается описать любовное свидание на лоне природы. Но стихотворение лишено вещественных, материальных признаков в описании и создании ситуации.А. Фет передает глубокое, неуловимое, только зарождающееся настроение. Он сумел описать ночь, и затем зарю так, что мы ясно представляем себе и этот «солнечный ручей», серебрящийся под луной, и волшебные тени ночи, и краски восхода и заката. Стихотворение представляет собой только одно предложение, в котором нет глаголов, идет лишь перечисление предметов и образов с помощью существительных: «шепот», «дыханье», «свет ночной», «ночные тени» и др. С помощью эпитетов «робкое дыханье», «солнечный ручей» создается особая атмосфера, особое любовно-ночное переживание, едва уловимое настроение. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» – это не очередное явление, а скрытая метафора, передающая высшее выражение чувства, свет любви.

    В своем творчестве А.Фет продолжает традиции любовной лирики Жуковского и Пушкина, предвосхищает культ символистов с идеей вечной женственности, становится создателем особой, импрессионистской, поэзии.

 

Сочинение для 10 класса

Тема любви является одной из составляющих теории чистого искус-ства, наиболее широко в русской литературе отраженной в стихах А.Фета и Ф. Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое новое преломление и зазвучала несколько по-новому. Салтыков-Щедрин в 70-е годы писал, что теперь никто не отважится уже воспевать соловьев и розы. Для Фета тема любви, напротив, явилась основополагающей всего его творчества до конца жизни. 
Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только божеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фета являлась любовь его молодости - дочь сербского помещика Мария Лазич. Любовь их была столь высока и неугасаема, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью было восклицание: "Виноват не он, а я!" Обстоятельства ее смерти так и не выяснены, как и обстоятельства рождения Фета, но есть основания полагать, что это было самоубийство. Сознание косвенной вины и тяжести утраты тяготило Фета на протяжении всей его жизни, и результатом этого явилось двоемирие, чем-то сродни двоемирию и Жуковского. Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета - миром его лирических переживаний, воплощенных в его стихотворениях. Всю жизнь Жуковский верил в соединение с Машей Протасовой в другом мире, он жил этими воспоминаниями. Фет также погружен в свой собственный мир, ведь только в нем возможно единение с любимой. Фет ощущает себя и любимую (свое "второе я") нераздельно слитыми в другом бытии, реально продолжаю-щемся в мире поэзии: "И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить". ("Alter ego".) Поэт постоянно ощущает духовную близость со своей любимой. Об этом стихотворения "Ты отстрадала, я еще страдаю...", "В тиши и мраке таинственной ночи...". Он дает любимой торжественное обещание: "Я пронесу твой свет через жизнь земную: он мой - и с ним двойное бытие" ("Томительно-призывно и напрасно..."). 
Поэт прямо говорит о "двойном бытии", о том, что его земную жизнь поможет ему перенести лишь "бессмертие" его любимой, что она жива в его душе. Действительно, для поэта образ любимой женщины на протяжении всей жизни являлся не только прекрасным и давно ушедшим идеалом другого мира, но и нравственным судьей его земной жизни. В поэме "Сон", посвященной также Марии Лазич, это ощущается особенно четко. Поэма имеет автобиогра-фическую основу, в поручике Лосеве легко распознается сам Фет, а средневеко-вый дом, где он остановился, также имеет свой прототип в Дерпте. Комическое описание "клуба чертей" сменяется неким морализаторским аспектом: поручик колеблется в своем выборе, и ему вспоминается совсем иной образ - образ его давно умершей любимой. К ней он обращается за советом: "О, что б сказала ты, кого назвать при этих грешных помыслах не смею". 
Литературовед Благой в своих исследованиях указывает на соответствие этих строк словам Вергилия к Данте о том, что "как язычник, он не может сопровождать его в рай, и в спутники ему дается Беатриче". Образ Марии Лазич (а это, несомненно, она) для Фета является нравственным идеалом, вся жизнь поэта - это стремление к идеалу и надежда на воссоединение. 
Но любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво, это не только радость, но и муки, страдания. В стихах часто встречаются такие сочетания, как радость - страдание, "блаженство страданий", "сладость тайных мук". Стихотворение "На заре ты ее не буди" все наполнено таким двояким смыслом. На первый взгляд перед нами безмятежная картина утреннего сна девушки. Но уже второе четверостишие сообщает какое-то напряжение и разрушает эту безмятежность: "И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон". Появление "странных" эпитетов, таких, как "утомитель-ный сон", указывает уже не на безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объясняется причина этого состояния, стихотворение доходит до кульминации: "Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней". Напряжение нарастает, и вдруг последнее четверостишие совершенно меняет картину, оставляя читателя в недоумении: "Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит". Эти строки представ-ляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас к гармонии первых строк, но уже на новом витке. Призыв "не буди ж ты ее" звучит уже почти истерично, как крик души. Такой же порыв страсти чувствуется и в стихотворе-нии "Сияла ночь, луной был полон сад...", посвященном Татьяне Берс. Напряжение подчеркивается рефреном: "Тебя любить, обнять и плакать над 
тобой". В этом стихотворении тихая картина ночного сада сменяется и контрастирует с бурей в душе поэта: "Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как и сердца у нас за песнею твоей". 
"Томительная и скучная" жизнь противопоставлена "сердца жгучей муке", цель жизни сосредоточена в едином порыве души, пусть даже в нем она сгорает дотла. Для Фета любовь - костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа. "Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: там человек сгорел!" - восклицает Фет в стихотворении "Когда читала ты мучительные строки...". Мне кажется, что так же Фет мог сказать о муке любовных переживаний. Но один раз "сгорев", то есть пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти свежесть этих чувств и образ любимой. 
Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношески пи-сать о любви? Он ответил: по памяти. Благой говорит, что "Фет отличается исключительно прочной поэтической памятью", и приводит в пример стихотворение "На качелях", толчком для написания которого явилось воспоминание 40-летней давности (стихотворение написано в 1890 году). "Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трещало от ветра", - пишет Фет в письме к Полонскому. Такая "звуковая деталь" (Благой), как платье, которое "трещало от ветра", наиболее памятна для поэта-музыканта. Вся поэзия Фета построена на звуках, переливах и звуковых образах. Тургенев говорил о Фете, что ждет от него стихотворение, последние строки которого надо будет передавать лишь безмолвным шевелением губ. Ярким примером может служить стихотворение "Шепот, робкое дыханье...", которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательный знак тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, "ряд волшебных", неуловимых для человеческого глаза "изменений", а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, а в частности описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредст-венной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков, как на картинах Монэ, придает описанию любовных переживаний кульминационность и предельную четкость образу любимой. Какая же она? 
"Я знаю твою страсть к волосам", - говорит Григорьев Фету о его рассказе "Кактус". Эта страсть не раз проявляется в фетовских стихах: "люблю на локон твой засматриваться длинный", "кудрей руно златое", "тяжким узлом набежавшие косы", "прядь пушистая волос" и "косы лентой с обеих сторон". Хотя эти описания и носят несколько общий характер, тем не менее создается довольно четкий образ прекрасной девушки. Чуть по-другому Фет описывает ее глаза. То это "лучистый взор", то "недвижные очи, безумные очи" (аналогично стихотворению Тютчева "Я очи знал, о эти очи"). "Твой взор открытой и бесстрашней", - пишет Фет, и в этом же стихотворении он говорит о "тонких линиях идеала". Любимая для Фета - нравственный судия и идеал. Она имеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет: "Идеальный мир мой разрушен давно". Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении "Долго снились мне вопли рыданий твоих". Поэт называет себя "несчастным палачом", он остро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились "две капельки слез" и "холодная дрожь", которые он в "бессонные ночи навек перенес". Это стихотворение окрашено в тютчевские тона и вбирает в себя и тютчевский драматизм. 
Биографии этих двух поэтов во многом сходны - оба они пережили смерть любимой женщины, и безмерная тоска по утерянному давала пищу для создания прекрасных любовных стихотворений. В случае с Фетом этот факт кажется наиболее странным - как можно сначала губить девушку, а затем всю жизнь писать о ней возвышенные стихи? Мне кажется, что потеря произвела на Фета столь глубокое впечатление, что поэт пережил некий катарсис, и результатом этого страдания явился гений Фета - он был допущен в высокую сферу поэзии, все его описание любимых переживаний и ощущение трагизма любви так сильно действует на читателя потому, что Фет сам пережил их, а его творческий гений облек эти переживания в стихотворную форму. Только могущество поэзии смогло передать их, следуя тютчевскому изречению: мысль изреченная есть ложь, Фет сам неоднократно говорит о могуществе поэзии: "Как богат я в безумных стихах". 
Любовная лирика Фета дает возможность глубже проникнуть в его общефилософские, а соответственно, и эстетические взгляды, как говорит Благой, "в решение им коренного вопроса об отношении искусства и действи-тельности". Любовь, так же как и поэзия, по Фету, относится к другому, потустороннему миру, который дорог и близок Фету. В своих стихах о любви Фет выступал "не как воинствующий проповедник чистого искусства в противовес шестидесятникам, а создавал свой собственный и самоценный мир" (Благой). И мир этот наполнен истинными переживаниями, духовными стремлениями поэта и глубоким чувством надежды, отраженными в любовной лирике поэта. 
 

«Тема любви в лирике А. Фета»

СОЧИНЕНИЕ

В поэзии Фета чувство любви соткано из противоречий: это не только радость, но и муки, и страдания. В фетовских «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит счастье, при котором даже и горестные переживания составляют великое блаженство. Из глубин мирового бытия вырастает любовь, ставшая предметом вдохновения Фета.

Сокровенная сфера души поэта — это любовь. В свои стихи он вложил различные оттенки любовного чувства: не только светлую влюбленность, любование красотой, восхищение, восторг, счастье взаимности, но и драматические, трагедийные переживания. Отсюда такие характерные оксюморонные сочетания, как радость — страданье, блаженство страданий, сладость тайных мук. А эпитет «безумный» — один из самых повторяющихся в любовных стихах: безумная любовь, безумная мечта, безумные дни.

Цикл стихотворений, посвященных Марии Лазич, — шедевр поэтической любовной лирики, поражающей постоянством и глубиной любовного чувства и чувства отчаяния. Цикл этот охватывает чуть ли не четыре десятилетия, в нем живет милый и родной сердцу поэта женский образ. Этот цикл непроизвольно постепенно как бы вырастал из сердца поэта. В него входит целый ряд непревзойденных поэтических миниатюр: «Неотразимый образ», «Старые письма», «Ты отстрадала, а я еще страдаю», «Долго снились мне вопли, рыданья твои», «Нет, я не изменил: до старости глубокой…"

Эти стихотворения — как бы непрекращающийся душевный разговор с навсегда ушедшим другом, воспоминания принимают форму диалога, любимая как будто оживает в стихах, она присутствует и слышит его страстные и горькие речи. Лирическое бесплотное «ты» звучит в его стихах. Фета интересует не столько конкретная любовь к конкретной женщине, сколько любовь вообще. В его стихотворениях нет портрета возлюбленной, он не раскрывает ее психологию.

Само же чувство перерастает в деталь, в тонкий оттенок, нюанс. Мастер поэтического слова пытается уловить неуловимое. Поэт философски воспринимает вынужденную разлуку, а человеческое слово бессильно передать боль души, навеки потерявшей любовь: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!», «У любви есть слова, те слова не умрут», «Язык любви — цветок ночных лучей». Эти философские афоризмы-истины помогают воплотить в лирическом произведении духовную красоту, богатство внутреннего мира, глубину лирического переживания. Поэт видит красоту как в сердце любящем, так и в сердце страдающем:

Нет, я не изменил: до старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви,

И старый яд цепей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Эти стихи можно назвать песней торжествующей любви. Отвергнутая при жизни, любовь покорила сердце сомневающегося друга. Теперь она мнится ему, царит в его воспоминаниях, живет в мечте, даже в ощущениях. Теперь он клянется ей в верности и признает рабство. В результате герой стихотворного цикла становится достойным ее неземной красоты, ее прощения и отклика.

Стихи Фета говорят о силе творческого порыва, который преображает творца и создает вечные ценности:

Я загораюсь и горю,

Я порываюсь и парю,

В томленьях крайнего усилья

И верю сердцем, что растут

И тотчас в небо унесут

Меня раскинутые крылья.

В поэзии Фета темы красоты, творчества и любви тесно переплетаются. Красоту поэт понимает как торжество гуманности. Она становится неизменным спутником его любовной лирики.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» чувство любви тончайшее, словами невыразимое. Поэт пытается описать любовное свидание на лоне природы. Но стихотворение лишено вещественных, материальных признаков в описании и создании ситуации. Фет передает глубокое, неуловимое, только зарождающееся настроение. Он сумел описать ночь, и затем зарю так, что мы ясно представляем себе и этот «солнечный ручей», серебрящийся под луной, и волшебные тени ночи, и краски восхода и заката. Стихотворение представляет собой только одно предложение, в котором нет глаголов, идет лишь перечисление предметов и образов с помощью существительных: «шепот», «дыханье», «свет ночной», «ночные тени» и др. С помощью эпитетов «робкое дыханье», «солнечный ручей» создается особая атмосфера, особое любовно-ночное переживание, едва уловимое настроение. Последние слова стихотворения — «И заря, заря» — это не очередное явление, а скрытая метафора, передающая высшее выражение чувства, свет любви.

          В своем творчестве Фет продолжает традиции любовной лирики Жуковского и Пушкина, предвосхищает культ символистов с идеей вечной женственности, становится создателем особой, импрессионистской, поэзии.

 

Просмотров: 740 | Добавил: Rus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2016  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz