Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 24.07.2025, 12:13

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Информация о ЕГЭ и ГИА по русскому языку [18]
Полезнаяинформация для выпускников - 2013 [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информация для выпускиков » Информация о ЕГЭ и ГИА по русскому языку

спецкурс


8.


Блок Y. Умение анализировать, классифицировать языковые факты,определять грамматическую (предикативную) основу предложения, виды и способы выражения главных членов предложения. 


А 8. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемого. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Отработка умения находить грамматическую основу предложения.


9.


Блок YIУмение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.


А 9.Классификация предложений. Отработка навыков синтаксического разбора предложений: простые осложнённые; сложные: бессоюзные, союзные – ССП и СПП; сложные с различными видами союзной и бессоюзной связи.


10.


Блок YII. Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам.


А 10. Морфологическая характеристика слова:самостоятельные и служебные части речи, междометия и слова категории состояния. Отработка умения различать омонимичные части речи.


11-15


Блок YIII. Орфографические нормы. Умение анализировать, классифицировать орфограммы с целью обеспечения различных видов деятельности.Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.Умение применять знания по фонетике,лексике, морфемике,словообразованию,морфологии в практике правописания


А 12. Правописание н-нн в различных частях речи. Обобщение и систематизация общих правил написания н-нн в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий.

А 13. Нахождение слов с безударной проверяемой гласной в корне. Отработка умения различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные корня.

А 14. Правописание приставок.Ознакомление с видами приставок: неизменяемыми; на –з, -с; рос- (рас-) – роз- (раз-); пре-, при-. Буквы ы –и после приставок. Правописание ъ – ь разделительных знаков. Ознакомление с правописанием иноязычных слов с ь и ъ

А 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, гласной перед н – нн в причастиях. Отработка умения правильно образовывать видовую форму инфинитива и определять по ней спряжение, ознакомление с глаголами – исключениями.

А 16. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

Отработка умения определять часть речи, выделять корень и суффикс (-ы) в слове.

Ознакомление с суффиксами существительных, прилагательных и глаголов, с правилами их написания.

А 17. 1 вариант: слитное и раздельное написание не с различными частями речи: существительными, прилагательными, причастиями, наречиями;

2 вариант: употребление не и ни. Отработка смыслового и морфемного различения употребления не и ни.

А 18. Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи: союзов, местоимений, наречий, предлогов, деепричастий. Отработка умения различать их, определяя морфологическую принадлежность, применяя способ подстановки.


16-21.


Блок IXУмение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.


А 19. Указать правильное объяснение постановки запятой в предложении или её отсутствие.

Различение сложносочинённого предложения с союзом и от простого с однородными членами, связанными союзом и. Умение выделять грамматическую основу.

А 20. Указать вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, и обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами). Обобщение и систематизация общих правил обособления определений, приложений и обстоятельств.

А 21. Указать вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (при вводных конструкциях). Отработка умения выделять вводные конструкции по смыслу, отличать их от самостоятельных частей речи и частей составного именного сказуемого; различать синтаксическую роль слов однако, значит, кажется, может, наконец.

А 22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (при однородных членах предложения).Отработка умения находить ряды однородных членов, определять виды союзов, которыми они связаны. Обобщение и систематизация правил пунктуации при ОЧП.

А 23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Отработка умениявыделять грамматическую основу, различать простые предложения с обобщающим словом при ОЧП и сложные бессоюзные предложения. Обобщение и систематизация общих правил постановки двоеточия и тире в БСП.

А 24 . Указать вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным с союзным словом который). Отработка умения выделять главную и придаточную части, ставить запятую на их границе в СПП.

А 25. Указать вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ( в сложных предложениях с различными видами союзной сочинительной и подчинительной связи). Отработка умения выделять грамматическую основу, определять, какие синтаксические единицы связывает союзи: части СП или однородные ЧП. Применение правил пунктуации на стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного) при наличии - отсутствии второй части двойных союзов то, но, так.

А 26. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? Отработка умения находить главную и придаточные части в СП, выделять глагол – сказуемое и образовывать от него причастие того же времени. Ознакомление со случаями, при которых придаточную частьнельзя заменить причастным оборотом: если глагол стоит в форме будущего времени или в н.ф.


22-23.


Блок ХУмение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения. Умение использовать приёмы сжатия текста.


А 27. Прочитайте текст. В каком из приведённых ниже предложений верно (и наиболее полно) передана главная информация, содержащаяся в тексте?Отработка умения находить ключевые слова, главную информацию, заключённую в тексте, и сопоставлять её с предложенными вариантами, соблюдая фактологическую достоверность.

Рекомендации: при чтении текста подчёркивайте ключевые слова и выражения, в которых заключена главная информация, а затем сопоставьте выделенные отрывки с предложенными в тесте вариантами, проверяя, не искажены ли факты, не нарушена ли логика, насколько полно изложен текст.

А 28. Какое утверждение совпадает (не совпадает) с точкой зрения автора, соответствует (не соответствует) содержанию текста? Отработка навыкаадекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения, сопоставляя предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста.

А 29. Какой (-ие) тип( -ы) речи представлены в указанных предложениях?Отработка умения определять функционально-смысловые типы речи по предмету речи, строению текста и языковым особенностям.

А 30. В каком предложении использованы фразеологизмы ( контекстные либо обычные синонимы и антонимы).Фразеологизмы. Виды фразеологизмов по происхождению и стилистической принадлежности. Отработка умения находить фразеологизмы в тексте, отличать их от метафор. Работа со словарём фразеологизмов В. П. Жукова. Контекстные антонимы и синонимы, примеры их употребления в тексте. 


24.


Часть 2. Задания уровня В.

Блок ХI. Умение определять основные способы образования слов.


В 1. Укажите способ образования данного слова. / Из данных предложений выпишите слово, образованное … способом. Знакомство с понятиями «исходное» и «производное» слова, «производящая основа», «морфема», основными морфологическими и неморфологическими способами словообразования и словообразовательными моделями. 


25.


Блок ХI. Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его морфологическим признакам.


В 2. Из данных предложений выпишите слово, относящееся к определённой части речи. Отработка умения находить в тексте самостоятельные и служебные части речи, междометия и слова категории состояния по значению и морфологическим признакам. Отработка умения различать омонимичные части речи.


26.


Блок ХIIУмение производить синтаксический анализ словосочетания.


В 4. Отработка умения выделять основу предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, их виды и способы выражения. Двусоставные и односоставные предложения. Умение определять виды односоставных предложений с главным членом – сказуемым по форме глагола, применяя способ подстановки личных местоимений.


27- 28.


Блок ХIV. Умение находить определённые синтаксические конструкции по их грамматическим признакам.


В 5Среди данных предложений найдите предложение с обособленным (необособленным) определением / приложением / обстоятельством. Отработка умения находить обособленное (необособленное) определение / приложение / обстоятельство по значению, грамматическим признакам и способам выражения. Обобщение и систематизация общих правил обособления определений, приложений и обстоятельств. 

В 6. Среди данных предложений найдите сложное предложение с однородным / параллельным / последовательным подчинением. / … предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Отработка умения выделять главное и придаточное предложения, определять способы подчинения в СПП с несколькими придаточными.

В 7. (см. блок II.) Средства связи предложений в тексте: контекстные антонимы и синонимы, союзы, наречия, местоимения, лексические повторы. Отработка умения находить данные средства связи в тексте.


29 -30


Блок XV. Умение находить выразительные языковые средства, экспрессивные синтаксические конструкции и определять их роль в тексте. 


В 8. Выразительные языковые средства:тропы (лексические средства) и синтаксические средства (экспрессивные синтаксические конструкции, риторические фигуры, средства поэтического синтаксиса, фигуры речи). Отработка умения различать лексические средства выразительности (основанные на переносном значении слова) и синтаксические (основанных на необычном построении словосочетаний и предложений). Знакомство с тропами: эпитетом, метафорой, метонимией, синекдохой,олицетворением,фразеологизмами, сравнением, антономасией, аллегорией, оксюмороном, гиперболой, литотой, перифразой, умолчанием, синонимами, омонимами, антонимами, контекстуальными антонимами и синонимами, паронимами, диалектизмами, индивидуально – авторскими словами (окказионализмами), просторечием, жаргонизмами. Знакомство с синтаксическими средствами: фигурами повтора - лексическим повтором, анафорой, эпифорой, синтаксическим параллелизмом; риторическим вопросом, обращением, восклицанием; градацией, антитезой, инверсией, парцелляцией, вопросно – ответной формой изложения, рядами однородных членов, эллипсисом, многосоюзием. Отработка умения находить средства выразительности, определять их роль в тексте.


30-34


Часть 3.

Блок XVI. Написание сочинения


см. алгоритм работы с текстом при написании сочинения

Категория: Информация о ЕГЭ и ГИА по русскому языку | Добавил: Rus (13.12.2013)
Просмотров: 478 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz