Урок русского языка в 11 классе
Урок разработала и провела фрагмент Лагутина Евгения Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 7
Тема: Грамотная речь как показатель культуры человека.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28
А12-17(орфография), В 1, В 2, В3.
Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Виды работ:
Орфоэпическая разминка .Лексико-орфографическая работа. Тренинг. Творческая работа .Тест .Контроль / Работа в парах/ группах./ Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оборудование:
Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ,
Раздаточный материал / карточки с заданиями/
Схема «Секреты хорошей речи»:
ясность, точность, краткость, выразительность
ХОД УРОКА.
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Грамотная речь как показатель культуры человека. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя? (ответы учеников)
- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы стать культурным человеком? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).
-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.
Да, исправлю
|
Нет
|
Не знаю
|
- Не нравится, когда говорят неправильно
|
- Чтобы не смущать человека
|
- В зависимости от собеседника
|
- Не надо портить русский язык
|
- Не обидеть
|
- В зависимости от настроения
|
- Чтобы человек больше не допускал ошибок
|
- Не оказаться бестактным
|
|
3) Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
-Молодцы. Продолжим работу. Пожалуйста, Гюзяль.
2. Работа по теме урока.
1)Орфоэпическая разминка (заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит ее.)
-Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).
Добыча, прибывший, асимметрия,закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый
(правильно: добЫча, прибЫвший, асимметрИя, закУпорить, премировАть, вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтайоблегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. (На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
Слово учителя:
- Ребята, вы сейчас уже должны хорошо ориентироваться в терминах и понятиях, которыми вам предстоит пользоваться, когда будете студентами учебных заведений. Таких слов множество. Значение их знать необходимо, так же, как и правописание, ведь они встречаются и в заданиях А11,13,14,15 ЕГЭ и на уроках . 2) Словарная работа.(По лексическому значению узнать слово и записать его. Первые буквы искомых слов демострируются на слайде №6)
1.человек, который противится нововведениям (К).
2. направление развития (Т).
система взглядов на природу и общество (М).
одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
5.последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
6.антоним к слову “идентичный” (Р).
7.сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
8.антоним к слову “лаконичный” (М).
9.освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
10.синоним к слову “первенство” (П).
Ключ открывается полностью на слайде №7
Консерватор
Тенденция
Мировоззрение
Демократия
Эпигон
Различный
Баллада
Многословный
Эмансипация
Приоритет.
( «Проверь соседа по парте».)
Оцените друг друга.
(Выводит на экран слайд «Критерии оценки».) Спасибо за работу.
3) Слово учителя.
- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде)
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
-А к мнению Гоголя?
Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.
- Трудно?
- Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.
4)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут
Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа — в роли учителя русского языка, (зад. А 3,А 30 ЕГЭ)
2 группа – в роли лингвиста.
Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
1 группа. Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. (употребление лишнего слова).
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении).
4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
Родители хотели устроить праздник более пышнее. (неправильное образование форм прилагательных).
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.
Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними.
II группа. Задание:
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
Карточка – текст / на проекторе для всех/
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. / В ЕГЭ А 30/.
5)Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя.
-Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?
Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.
- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
6) Слово учителя. Следующее задание для работы в группах :
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». (1 группа) Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его (задание А 6, А 27 ЕГЭ).
Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. ( по И.И. Постниковой и И.М.Подгаецкой). (С последующей самопроверкой.)
КОД ответов: IV, I, V, III, II, VI
Задание. (2 группа) Составьте пословицы. (Материал демонстрируется на слайде №)
Два медведя в одной берлоге
Худой мир
Бояться волков
Либо полковник
Кто языком штурмует
Не узнав горя
Наше дело: что же делать
Не надо и беса
Где я лисой пройду
Федюшке дали денежку
Лей на него масло
Лучше не дари
Грязь не сало
Заработанный ломоть
Нынче люди таковы
Где пирог с грибами
|
А. ваше дело: как же быть Б. не уживутся В. скажет: деготь Г. там и мы с руками Д. либо покойник Е. не много навоюет Ж унеси что с чужого двора — вором назовут З. не узнаешь и радости И. коли ты здеся К. лучше доброй драки Л. Там три года куры не несутся М. а он алтын просит Н. да после не кори О. потер, она и отстала П. лучше краденого каравая Р. быть без грибов.
|
(С последующей самопрвекой). Ключ: 1 – Б, 2 – К, 3 – Р, 4 – Д, 5 – Е, 6 – З, 7 – А, 8 – И, 9 – Л, 10 – М, 11 – В, 12 – Н, 13 – О, 14 – П, 15 – Ж, 16 – Г.
Каждая группа защищает свою работу. Слова-паронимы
10 задание. Устно подбираем паронимы к словам. Называем примеры словосочетаний.
Драматический — …(драматичный).
Дружеский — …(дружелюбный).
Существо — …(сущность).
Единственный — …(единый).
Злой — …(злостный).
Искусно — …(искусственно).
Подпись — …(роспись).
Заглавный — …(главный).
Наследие — …(наследство).
Гнездовье — …(гнездо).
Безответный — …(безответственный).
Пустошь — …(пустырь).
11 задание. Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде. Вариант 1.
По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.
Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.
Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.
Злобные
нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
“Твое горе – не горе…, дело жизненное”, — сказал старик.
Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.
Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.
Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
В политике двойные стандарты неприменимы.
Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу. Вариант 2.
Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.
Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.
В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.
Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
Собаки встретили путешественников злобным лаем.
Этот человек производит двойное впечатление.
Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.
Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.
Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими. Ключ:
Вариант 1.
4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.5. “Твое горе — не горе … , дело житейское”, — сказал старик.9. В политике двойные стандарты не применимы.10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу. Вариант 2.
2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. 6. Это человек производит двойственное впечатление.7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. 9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
- Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему всё ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.
(В.Рождественский)
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: по группам
|